Корабль , оснащенный CSS Солванг АСА
Воздух в море может стать немного чище, поскольку технологическая группа Wärtsilä выводит на рынок свою систему улавливания углерода (CCS). Утверждается, что модульное устройство улавливает до 70% выбросов CO2 из выхлопных систем грузовых судов.
Будь то из-за экологических проблем или из-за стремления к экономическому выживанию, судоходные компании проявляют всё больший интерес к новым способам сокращения выбросов углекислого газа. В 2022 году на грузовые суда пришлось 858 миллионов тонн выбросов углекислого газа, при этом 79% этой цифры пришлось на крупнотоннажные суда. В целом, по оценкам, на судоходный сектор приходится до 3% всех антропогенных выбросов CO2, и Международная морская организация (ИМО) стремится к нулевым выбросам к 2050 году. В связи с тем, что после этой даты штрафы за выбросы углекислого газа могут достигать 380 долларов США за тонну, технологии сокращения выбросов в настоящее время привлекают большое внимание.
С 2019 года компания Wärtsilä разрабатывает систему CCS для улавливания CO2 из выхлопных газов грузовых судов, работающих на различных видах топлива. Сама по себе технология не нова. Различные компоненты, из которых она состоит, десятилетиями использовались в газовой, нефтяной и химической промышленности, но преобразование её в масштабируемую модульную систему, которую можно устанавливать как на новые суда, так и модернизировать на существующих, безусловно, заслуживает внимания. Кроме того, благодаря модульной конструкции его можно легко модифицировать для использования на судах, уже оснащенных системами очистки выхлопных газов.
Схема системы CSS Wärtsilä
Система CCS, по сути, представляет собой пятиэтапный процесс. Сначала выхлопные газы из двигателей судна очищаются от твёрдых частиц, таких как сажа, и загрязняющих веществ, таких как оксиды азота и серы. После очистки и охлаждения выхлопные газы поступают в абсорбционную камеру, где жидкий аминный растворитель поглощает CO2. Точный состав этого растворителя является коммерческой тайной, но, скорее всего, это какой-то вариант моноэтаноламина (MEA), диэтаноламина (DEA) или смесей на основе пиперазина.
После завершения абсорбции растворитель поступает в камеру десорбции, где его нагревают. При этом CO2 выделяется в виде газа. Его сжимают, сушат и охлаждают до тех пор, пока он не превратится в жидкость. Затем его хранят в бортовых резервуарах для последующей выгрузки в порту.
По данным компании, этот процесс может улавливать до 70% CO2. Точная стоимость неизвестна, но, по оценкам, она составляет от 50 до 70 евро (от 54 до 76 долларов США) — намного дешевле, чем будущие штрафы. Если технология будет внедрена и распространится по всему миру, она может сократить выбросы на 700 миллионов тонн в год.
CSS предназначен для модернизации существующих судов Wärtsilä
Система CCS была установлена на клипере Eris для перевозки этилена Solvang ASA вместимостью 21 000 м 3 (741 609 футов 3), который тестирует полную установку с февраля 2025 года, когда вышел из Сингапура. В ходе этих испытаний CSS смогла перерабатывать 50 тонн CO2 в день из двигателей, работающих на тяжелом мазуте – экономичном, но довольно грязном ископаемом топливе.
«CCS меняет правила игры для морской отрасли, и мы уже видим огромный интерес к этому решению на рынке», — сказал Хокан Агневалл, президент и генеральный директор Wärtsilä. «В преддверии достижения нулевой углеродной эмиссии в судоходстве эта новая технология дополняет текущие усилия отрасли по значительному сокращению выбросов с судов и предотвращению затопления активов.
«Сотрудничество сыграло здесь ключевую роль. Чтобы добиться такого значительного прогресса в борьбе с выбросами на море, важно иметь возможность сотрудничать с такими же целеустремлёнными партнёрами, как Solvang ASA. Мы поздравляем их с их видением и поддержкой в внедрении CCS на их флот».