Какие именно меры могут повысить доверие зарубежных партнеров.
Источник: Unsplash
Защита интересов бизнеса и инвесторов, а также справедливый подход к разрешению разногласий в налоговой и таможенной сферах рассматриваются как ключевые факторы, без которых невозможно эффективное развитие международного экономического взаимодействия, заявил президент России Владимир Путин. Какие конкретные механизмы сегодня существуют в России для защиты прав предпринимателей и инвесторов, а также какие изменения могли бы повысить доверие международных инвесторов, разбирались «Известия».
Направления работы
Надежная система защиты прав предпринимателей является фундаментом для функционирования и роста малого и среднего бизнеса в любой экономике, сказал «Известиям» Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП. По сути, речь идет о базовом условии, своеобразном «гигиеническом минимуме», без которого остальные меры поддержки теряют эффективность. Для корпорации данный аспект рассматривается как один из ключевых приоритетов.
— В частности, мы создали специальный сервис на цифровой платформе МСП.РФ — «Сервис 360». Это прямой канал коммуникации «предприниматель — Корпорация МСП». Он позволяет любому представителю бизнеса быстро и просто сообщить о проблеме, нарушении его прав и оперативно получить ответ. На сегодняшний день через этот сервис можно обратиться по восьми категориям вопросов, в том числе сообщить о нарушениях со стороны контрольных органов, заказчиков в рамках закупок, маркетплейсов, необоснованном привлечении к ответственности и других вопросах, — рассказал он.
Через «Сервис 360» поступило свыше 9,6 тыс. обращений, из которых более 9,3 тыс. уже нашли решение. Чаще всего предприниматели указывали на задержки выплат по контрактам, случаи административного давления, а также на необоснованные отказы в предоставлении финансовой помощи.
— Большая же часть — 37% — обращений по теме задолженности по оплате или нарушения прав предпринимателей заказчиками. Мы уже помогли взыскать около 5,48 млрд рублей задолженности в рамках закупок по 223-ФЗ в пользу МСП-поставщиков и отменить штрафов более чем на 37 млн рублей, — сообщил Александр Исаевич.
При этом наряду с поддержкой отдельных предпринимателей, обратившихся за помощью, по его словам, проводится анализ всех поступающих сигналов, что позволяет выявлять проблемы системного характера. Например, совместно с представителями бизнеса и Министерством экономического развития удалось снизить административное давление на малый и средний бизнес благодаря внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
— Благодаря этим изменениям сегодня бизнес имеет «право на ошибку» — когда при первом несерьезном нарушении сначала выносится предупреждение. Кроме того, для МСП снижен размер штрафов — до уровня, установленного для ИП, — уточнил он. — Плюс отменена одновременная ответственность должностного и юрлица за нарушение, допущенное по вине работника, и заработал принцип «одна проверка — одна санкция», чтобы не плодились штрафы за однотипные нарушения в рамках одной проверки.
Варианты защиты
В России функционируют как государственные инструменты, так и институциональные структуры, обеспечивающие защиту предпринимателей, рассказал «Известиям» президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин. К наиболее значимым из них относят систему арбитражных судов, объединения, входящие в так называемую большую четверку, а также институт уполномоченного по правам бизнеса.
— Есть специализированные площадки при Торгово-промышленной палате РФ — Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК). Эти структуры имеют высокий международный авторитет, работают по принципам независимости и равноправия сторон и рассматривают споры с участием российских и иностранных компаний, — отметил он.
Особое внимание, по его словам, уделяется соглашениям о защите и стимулировании инвестиций (СЗПК). Такой механизм предоставляет инвесторам возможность зафиксировать неизменность ключевых условий для долгосрочных проектов — включая налоговые обязательства, тарифные ставки, а также правила эксплуатации земельных участков и природных ресурсов. Целесообразно придать положениям СЗПК более высокий юридический статус в международном арбитраже, что повысит доверие инвесторов к системе защиты их интересов, считает Сергей Катырин.
В настоящее время в России сформирована и постепенно совершенствуется система защиты предпринимательских прав, подтвердил в беседе с «Известиями» доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. Она основана как на судебных, так и на внесудебных инструментах. К судебным механизмам относят арбитражные суды, которые специализируются на коммерческих конфликтах между компаниями и индивидуальными предпринимателями, что обеспечивает более квалифицированное рассмотрение подобных споров.
К внесудебным механизмам защиты относят несколько важных направлений, отметил эксперт. В их числе институт уполномоченного по правам предпринимателей, который действует как на региональном, так и на федеральном уровнях и выступает посредником между бизнесом и государственными структурами. Дополнительно действуют общественные советы и рабочие группы при профильных ведомствах, где представители делового сообщества могут обсуждать вопросы применения законодательства. Существенным шагом стала и «регуляторная гильотина» — реформа, направленная на отмену излишних и устаревших требований, что снизило административное давление на предпринимателей.
— Основной вектор — движение от создания точечных защитных механизмов к формированию целостной, прозрачной и стабильной экосистемы, где права и обязанности всех участников, включая государство, четко определены и неукоснительно соблюдаются, — пояснил Петр Щербаченко.
Стратегические направления
Для инвесторов, работающих в стратегически значимых отраслях, предусмотрены различные льготы, рассказала «Известиям» Анастасия Мельникова, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова. При этом учитывается долгосрочный характер многих инвестиционных проектов, в рамках которых со временем могут происходить изменения законодательства. В подобных ситуациях важной гарантией стабильности для инвесторов служит принцип, исключающий возможность придания обратной силы законам о льготах, если такие поправки ухудшают их положение.
— Однако после наложения санкций российское законодательство было вынуждено ввести ответные меры. Например, так называемый закон Лугового позволяет компаниям, находящимся под иностранными санкциями, проводить суды в России, даже если в договоре был закреплен международный арбитраж. Более того, стало сложнее добиться признания иностранных арбитражных решений из недружественных стран. Это приводит к нежеланию иностранных контрагентов заключать договора, — подчеркнула эксперт.