Последние данные об экономике США показывают, что в стране растет риск стагфляции. Инфляция продолжает идти вверх, а рынок труда существенно замедляется и грозит потянуть вниз производство.
Источник: Reuters
Федеральная резервная система пытается оживить экономику, снизив процентные ставки, но тарифная политика Белого дома по-прежнему грозит разгоном цен для потребителей. Реальна ли стагфляция в США и когда она может наступить — в материале «Известий».
Признаки стагфляции
В экономике США усугубляются некоторые тенденции, по которым можно судить о приближении к стагфляции. Последние данные по инфляции показали, что в августе индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 0,4% в месячном исчислении и на 2,9% в годовом. Это самые высокие показатели с января текущего года. При этом базовый ИПЦ без учета продуктов питания и энергоносителей показал рост цен на 0,3% за месяц и 3,1% за последний год. Оба показателя превышают установленный Федеральной резервной системой (ФРС) таргет в 2%. Особенно экономистов беспокоит рост цен на аренду жилья и бензин — на 0,4 и 1,9% соответственно в месячном выражении.
Справка «Известий»
Термин «стагфляция» образован от слов «стагнация» и «инфляция». Это ситуация, при которой такие депрессивные признаки, как отсутствие экономического роста и рост безработицы, сочетаются с инфляцией. При стагфляции попытка исправить одно явление усугубляет другое, сохраняя кризисную ситуацию. Экономисты оценивают стагфляцию как более опасное явление, чем рецессия, при этом универсального способа борьбы с нею нет.
Одновременно с этим происходит ослабление рынка труда. Число рабочих мест в августе практические не выросло, за исключением сельского хозяйства, прирост составил всего 22 тыс. вакансий. Уровень безработицы вырос до 4,3%, что является самым большим показателем для США за четыре года. Рост заработной платы замедлился до 0,3% за месяц и до 3,7% в годовом выражении, что не соответствует прогнозу рынка.
Самый же ключевой в США показатель по рынку труда — число первичных заявок на пособие по безработице — также наглядно демонстрирует проблемы в экономике. За неделю за пособием обратились 263 тыс. человек, что является самым высоким показателем с октября 2021 года. Ко всему этому добавилось то, что бюро статистики труда пересмотрело свои данные и выявило, что с апреля 2024-го по март 2025-го число новых рабочих мест в экономике оказалось на 911 тыс. меньше, чем предполагалось ранее.
Что ведет к стагфляции
По текущим данным пока рано говорить, что стагфляция в США наступила. Однако они демонстрируют, что экономика плавно переходит к замедлению, при том что другой ингредиент стагфляции — стабильная инфляция — уже является данностью. Прогнозы на рост экономики снижаются, а на разгон инфляции растут. Это свидетельствует о не самых приятных ожиданиях от американской экономики на конец текущего года и начало следующего.
Есть несколько факторов, которые вызывают такие опасения. Главным из них является тарифная политика президента США Дональда Трампа. Ввод пошлин на импортные товары должен привести к росту цен для потребителей и разогнать инфляцию. Пока что тарифы имеют ограниченный эффект и не ведут к лавинообразному росту цен. Поставщики успели заполнить склады продукцией до введения пошлин, частично издержки легли на новых участников логистических цепочек, сам Трамп был довольно непоследователен во введении тарифов и давал многим странам отсрочку. Это смягчило влияние тарифов на инфляцию, но не избавило от него полностью. Рано или поздно на фоне стагнирующего производства рост цен всё-таки произойдет, а с учетом непредсказуемости действий Белого дома риски инфляции остаются высокими.
Отчасти ожидания по инфляции связаны с текущими действиями ФРС. Регулятор впервые за девять месяцев снизил процентные ставки, намереваясь слегка стимулировать экономику и дать импульс рынку труда. Это может дать толчок инфляции, особенно если повышение цен из-за тарифов всё же начнется. При этом глава ФРС Джером Пауэлл отметил, что не будет торопиться дальше снижать ставку, как того хочет Белый дом.
Борьба с нелегальной миграцией тоже не способствует оздоровляющим процессам в экономике. После депортации дешевой рабочей силы ей на смену еще не пришла более дорогая с американским гражданством. Это вынуждает предприятия закрываться и сокращать создание рабочих мест. Пока что это тоже нельзя назвать таким фактором, который уничтожает экономику США, однако, как и в случае с тарифами, рынок опасается импульсивных действий со стороны Трампа, который может в любой момент усилить борьбу с мигрантами.
К чему приведет стагфляция
Если инфляция всё-таки пойдет вверх из-за тарифов, а рынок труда так и останется замороженным и приведет к экономическому спаду, последствия стагфляции окажутся довольно существенными. Произойдет дальнейшее сокращение производства и рост безработицы, который из-за растущих цен увеличит число бедных в стране. Это, в свою очередь, приведет к социальной напряженности, признаки которой уже обнажаются в период второго срока Трампа.
Пока что экономистов обнадеживает то, что инфляция хотя и растет, но остается относительно низкой. Когда в 1970-х в США была настоящая стагфляция, инфляция была двузначной. Сейчас она едва превышает таргет, что может быть для страны неприятно, но в исторических масштабах не слишком опасно. Возможности для экономического роста в США тоже еще не исчерпаны: если план Белого дома по переносу производства из других стран сработает, то это позволит переварить текущий уровень инфляции ростом благосостояния населения.
При этом нельзя забывать, что любой сценарий, по которому можно избежать стагфляции, предполагает, что ФРС сохраняет свою независимость и сама решает, как ей донастраивать экономику. Однако в мае у Паэлла закончатся полномочия, а Трамп четко дает понять, что хочет подчинить себе регулятор и перейти к радикальному снижению ставок для стимулирования экономики. Если к тому времени США не нарастят производство и не решат проблему с безработицей, по их экономике будет нанесен тяжелый стагфляционный удар.
При написании материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:
директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина; генерального директора аналитического центра «Бизнесдром», представителя комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павла Самиева.
