Новое исследование следов свинца в знаменитой статуе крылатого льва в Венеции позволяет предположить, что этот металл был привезён из Китая, а семья Марко Поло могла быть причастна к его доставке.
Происхождение знаменитой статуи льва в Венеции долгое время оставалось неясным, но новое исследование показало, что медь, из которой она была изготовлена, прибыла из Китая. (Изображение предоставлено Getty Images)
Согласно новому исследованию, бронзовая статуя крылатого льва, которая долгое время украшала центр площади Сан-Марко в Венеции, родом из далёкой страны. Она была изготовлена в Китае в качестве стража гробницы более 1000 лет назад и, возможно, была привезена в Италию отцом Марко Поло по Шёлковому пути в XIII веке, как выяснили исследователи.
«Венеция — город, полный тайн, но одна из них раскрыта: „Лев“ с площади Сан-Марко — китаец, и он ходил по Шёлковому пути», — говорится в заявлении соавтора исследования Массимо Видале, археолога из Падуанского университета.
В исследовании, опубликованном в четверг ( 4 сентября) в журнале Antiquity, Видейл и его коллеги определили источник бронзы, из которой был отлит знаменитый лев, ставший официальным символом Венеции в начале 1260-х годов, но чьё точное происхождение неизвестно.
Исследователи исследовали серию из девяти образцов из разных частей льва и использовали масс-спектрометрию для определения соотношения изотопов свинца в металле. Металлические сплавы, такие как бронза, представляющая собой смесь меди и олова, содержат небольшое количество свинца, пишут исследователи в своем исследовании, и различия в количестве атомов свинца могут указывать на геологический источник меди.
Сравнив соотношение изотопов свинца в венецианском льве с данными из мировых справочных баз, исследователи установили, что бронза была добыта в низовьях реки Чан (Янцзы) на территории современного Китая. В этом регионе Восточного Китая находятся крупные месторождения нескольких важных руд, в том числе железа, меди, цинка и золота. Эти месторождения использовались для производства других артефактов. Например, предыдущее исследование другой исследовательской группы показало, что артефакт времён династии Шан (1600–1050 гг. до н. э.) имеет тот же изотопный сигнал свинца, что и венецианский лев.
Исследователи предположили, что тот факт, что бронза была произведена в Китае, может помочь объяснить некоторые странные стилистические особенности венецианского льва. Он не похож на других средневековых львов XI–XIV веков, найденных в Европе.
Но венецианский лев действительно имеет некоторое сходство с китайским искусством эпохи династии Тан (618–907 гг. н. э.), в частности с чжэнмушоу, или «хранителями гробниц», согласно исследованию. Эти монументальные статуи часто изображали гибридных существ со львиными мордами и гривами, заострёнными ушами, рогами и поднятыми крыльями. У венецианского льва есть несколько таких особенностей, а также металлические «шрамы» в тех местах, где могли быть удалены один или два рога.
Одно из возможных объяснений появления венецианского льва, по мнению исследователей, связано с венецианскими купцами Никколо и Маффео Поло, отцом и дядей Марко Поло. В XIII веке братья путешествовали по Шёлковому пути и открывали торговые посты. В конце концов они добрались до города, известного сегодня как Пекин, и провели четыре года при дворе Хубилай-хана. Возможно, Поло встретили там статую «хранителя гробницы», которая соответствовала их представлениям о том, как должен выглядеть лев, предположили исследователи.
В XIII веке, когда Венецианская республика контролировала восточные торговые пути, её символом был крылатый лев, стоящий на воде и держащий в лапах Евангелие от Марка, покровителя Венеции. Этот образ, который также появился на флаге республики, символизировал господство Венеции на море.
«Стремясь распространить новый могущественный символ [Венецианской] республики, Поло, возможно, дерзко решили переделать скульптуру в правдоподобного (при взгляде издалека) крылатого льва», — пишут исследователи. Братья-торговцы, вероятно, отправили статую в Венецию по частям, доверив местному мастеру по металлу переделать её в символ, который теперь ассоциируется с Сан-Марко.
«Конечно, это лишь один из возможных сценариев, основанный на сопоставлении исторических и археометаллургических данных, — написали исследователи. — Теперь слово за историками».