В перуанских Андах есть всего четыре деревни, где хранятся кипу, хотя знания о том, как их читать, были утрачены вместе с конкистадорами.
Изображение предоставлено Сабиной Хайланд
До времен испанского завоевания в XVI веке общины инков в Андах использовали особую форму письменности для записи ключевых событий и ведения учета своих экономических дел. Эти древние документы, известные как кипу, в настоящее время практически не поддаются расшифровке, хотя работа одного ведущего исследователя показала, что в этих странных записях на веревочках содержалась информация об изменении климата.
«Кипу инков — это то, что мы назвали бы протописьменностью», — объяснила профессор Сабина Хайленд из Сент-Эндрюсского университета. «У вас есть горизонтальный шнур, а на нём висят подвески с узлами, большинство из которых представляют собой числа в десятичной системе», — рассказала она IFLScience.
«Но что означают эти числа, мы не знаем. Поэтому мне посчастливилось работать в очень отдалённых, небольших деревнях в Андах, где сохранились традиции кипу… и это помогло нам понять некоторые особенности кипу инков». Сегодня, по её словам, в перуанских Андах есть только четыре деревни, где до сих пор хранят кипу, хотя все знания о том, как их читать или создавать, исчезли, когда испанские конкистадоры разгромили империю инков.
Изображение предоставлено Сабиной Хайланд.
Однако недавно Хайленд пригласили изучить многовековые кипу в деревне Санта-Леонор-де-Хукуль, где она обнаружила кипу длиной 68 метров (224 фута), что делает его самым длинным из известных кипу в Андах. Но на этом уникальность не заканчивается, поскольку, как она объясняет, «на кипу в Хукуле нет узлов. Они используют кисточки для обозначения информации».
Рядом с этими кисточками Хайленд обнаружила ряд ритуальных предметов, таких как мешочки с листьями коки и сигареты. Из этого она делает вывод, что кипу, вероятно, использовались для учёта церемониальных подношений, а разные предметы обозначали место проведения ритуала.
Изображение предоставлено Сабиной Хайленд.
Например, кисточки из хвостов лам могут указывать на подношение, сделанное на вершине горы. «Мне объяснили, что, когда поднимаешься в очень-очень высокие горы, нужно взять [хвост ламы], потому что он магическим образом защищает от злых духов, которые хотят столкнуть тебя с горы», — говорит Хайленд.
Таким образом, хвосты лам в кипу могут указывать на подношения, сделанные священному высокогорному озеру Пачча-коча, к которому обычно обращались с просьбой о дожде. «Если вы посмотрите на год и увидите много подношений у Пачча-коча, значит, это был период засухи, — говорит Хайленд. — А если вы посмотрите на другой шнур и увидите, что подношений у Пачча-коча нет, значит, им может угрожать наводнение».
Изображение предоставлено Сабиной Хайленд.
Беседуя с жителями деревни Хукаль, Хайленд узнала, что когда-то кипу выставляли на всеобщее обозрение, чтобы местные старейшины могли с ними консультироваться. «Они рассматривали их как записи о климате и пытались понять закономерности того, что происходит сейчас, глядя в прошлое, точно так же, как и мы», — говорит она.
В настоящее время предпринимаются попытки получить точные радиоуглеродные даты для нескольких кипу, что позволит составить точную хронологическую запись этих климатических жертвоприношений. «Теоретически мы могли бы составить карту кипу, и если бы мы их датировали, то получили бы невероятные данные о климате этого региона, которые хранились самими коренными народами», — говорит Хайленд.